cjelli: (шахматы)
[personal profile] cjelli
В ЖЖ обнаружились однообразные комментарии об аресте Роберта Дж. Фишера и о выдаче его американским властям. Увы, комментаторы, в основном, грешат недостатком фактической и исторической компетентности, возможно, вызванного ленью обратиться к разнообразным журналистским источникам, существующим в (около)шахматном интернете.

Насколько мне известно, в Японии очень строго следят за соблюдением законов, в том числе и паспортных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человека с просроченным паспортом задерживают и выдают в страну, гражданином которой он фактически является. Более того, видимо, между Японией и США существует взаимный договор о выдаче правонарушителей, вполне обязывающий японские власти.

Теперь о самом правонарушении. В 1992 году югославский мультимиллионер и ставленник Милошевича, Ездимир Василевич, решил в рамках отмывания капитала организовать "матч на первенство мира" с беспрецедентным даже по меркам матчей Карпов-Каспаров призовым фондом в 5М$ - между Робертом Фишером и Борисом Спасским. И американская шахматная федерация, и органы власти неоднократно предупреждали Фишера о том, что участие в матче в Белграде будет считаться уголовным преступлением в виде нарушения югославского эмбарго. "Бобби, не надо", было сказано не один и не два раза. Однако куш в потенциальные 3.65М$ перевесил, а США - страна свободная, и пока преступление не совершено, свобода человека не ограничена, и Фишер улетел на Балканы. У Спасского, гражданина и жителя Франции, таких препон не было. Матч состоялся, как и ожидалось, Фишер легко победил 12.5:7.5 и положил в свой карман кругленькую сумму. Тогда благодаря заступничеству американской шахматной федерации, которой Фишер был всю жизнь многим обязан, американские власти были готовы простить Фишера, если б он а) вернулся немедленно и б) уплатил полагающийся за выигрыш подоходный налог.

Увы, Фишер предпочел проигнорировать свою родину. После матча он долгое время жил на Балканах, в основном - в Венгрии, в том числе, тренируя сестер Полгар и дружа с ветераном венгерских и советских шахмат Лилиенталем. Уже тогда он начал обнаруживать признаки крайнего антиамериканизма и клинического антисемитизма. На каверзные вопросы относительно национальности Полгар, Лилиенталя и других евреев-шахматистов, с которыми он общался, он, спотыкаясь, отвечал, что, мол, они хорошие люди и не виноваты в том, что они евреи.

По непонятным причинам во второй половине 90-х годов Фишер покинул восточную Европу и переселился на дальний Восток. В основном он пребывал на Филиппинах, дружа с тамошним шахматным кумиром Эугенио Торре. За время жизни на Востоке он дал несколько интервью филиппинскому радио (интервьюером был Торре), в том числе и знаменитое интервью после событий 11 сентября 2001 года. Эти интервью ясно обозначили острые симптомы психиатрического заболевания, зародившегося в Фишере еще во время претендентского турнира на Кюрасао в 1962 году. Заявления Фишера переполнили чашу терпения его alma mater - Американской Федерации - и Фишер был исключен из ее рядов. С 1996 года Фишер несколько раз бывал в Японии - до его последнего задержания.

Люди сетуют на судьбу шахматного гения, но Фишер никогда им не был. Гениев-шахматистов, добившихся успехов, было всего двое - Капабланка и Карпов. Фишер был величайшим бойцом и спортсменом, смявшим размякшее и раздобревшее великое поколение советских шахмат 50-60-х гг, но гением, уникальным талантом, он не являлся. Фишер своим упорством и жаждой борьбы был настолько неудобен для тогдашних советских чемпионов, что, например, находившийся тогда в расцвете формы, завоевавший три раза подряд титул чемпиона СССР Лев Полугаевский, играя с ним, кроме как о ничьей и не помышлял.

Жизнь Фишера - плодородная почва для психиатров со всего мира. Более подробное ее описание, в таком виде, каком оно известно мне из различных источников - американских, советских и европейских я, пожалуй, изложу отдельно.

Арест Фишера и переброска его в США, при всей своей неприятности, видимо, лучшее, что могло произойти и для Бобби, и для шахматного мира в целом. Я склонен считать, что велики шансы на то, что Фишер будет признан невменяемым параноиком и помещен на лечение в психиатрическую клинику с неограниченным доступом к шахматной литературе, на благо всем и вся. Мне могут возразить, что фишеровские заявления не шибко отличаются от мнений, вполне осознанно высказываемых определенной частью русскоязычного ЖЖ, но, в отличие от представителей этой части, Роберт Дж. Фишер - идол многомиллионной шахматной аудитории, и четкая диагностика состояния его здоровья и изоляция его нешахматных суждений от широкой публики - долг властей перед этой самой аудиторией.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

cjelli: (Default)
Роман Михайлович

December 2025

S M T W T F S
 123456
78 910111213
14 15161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 10:10 am
Powered by Dreamwidth Studios