cjelli: (шахматы)
[personal profile] cjelli
В ЖЖ обнаружились однообразные комментарии об аресте Роберта Дж. Фишера и о выдаче его американским властям. Увы, комментаторы, в основном, грешат недостатком фактической и исторической компетентности, возможно, вызванного ленью обратиться к разнообразным журналистским источникам, существующим в (около)шахматном интернете.

Насколько мне известно, в Японии очень строго следят за соблюдением законов, в том числе и паспортных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человека с просроченным паспортом задерживают и выдают в страну, гражданином которой он фактически является. Более того, видимо, между Японией и США существует взаимный договор о выдаче правонарушителей, вполне обязывающий японские власти.

Теперь о самом правонарушении. В 1992 году югославский мультимиллионер и ставленник Милошевича, Ездимир Василевич, решил в рамках отмывания капитала организовать "матч на первенство мира" с беспрецедентным даже по меркам матчей Карпов-Каспаров призовым фондом в 5М$ - между Робертом Фишером и Борисом Спасским. И американская шахматная федерация, и органы власти неоднократно предупреждали Фишера о том, что участие в матче в Белграде будет считаться уголовным преступлением в виде нарушения югославского эмбарго. "Бобби, не надо", было сказано не один и не два раза. Однако куш в потенциальные 3.65М$ перевесил, а США - страна свободная, и пока преступление не совершено, свобода человека не ограничена, и Фишер улетел на Балканы. У Спасского, гражданина и жителя Франции, таких препон не было. Матч состоялся, как и ожидалось, Фишер легко победил 12.5:7.5 и положил в свой карман кругленькую сумму. Тогда благодаря заступничеству американской шахматной федерации, которой Фишер был всю жизнь многим обязан, американские власти были готовы простить Фишера, если б он а) вернулся немедленно и б) уплатил полагающийся за выигрыш подоходный налог.

Увы, Фишер предпочел проигнорировать свою родину. После матча он долгое время жил на Балканах, в основном - в Венгрии, в том числе, тренируя сестер Полгар и дружа с ветераном венгерских и советских шахмат Лилиенталем. Уже тогда он начал обнаруживать признаки крайнего антиамериканизма и клинического антисемитизма. На каверзные вопросы относительно национальности Полгар, Лилиенталя и других евреев-шахматистов, с которыми он общался, он, спотыкаясь, отвечал, что, мол, они хорошие люди и не виноваты в том, что они евреи.

По непонятным причинам во второй половине 90-х годов Фишер покинул восточную Европу и переселился на дальний Восток. В основном он пребывал на Филиппинах, дружа с тамошним шахматным кумиром Эугенио Торре. За время жизни на Востоке он дал несколько интервью филиппинскому радио (интервьюером был Торре), в том числе и знаменитое интервью после событий 11 сентября 2001 года. Эти интервью ясно обозначили острые симптомы психиатрического заболевания, зародившегося в Фишере еще во время претендентского турнира на Кюрасао в 1962 году. Заявления Фишера переполнили чашу терпения его alma mater - Американской Федерации - и Фишер был исключен из ее рядов. С 1996 года Фишер несколько раз бывал в Японии - до его последнего задержания.

Люди сетуют на судьбу шахматного гения, но Фишер никогда им не был. Гениев-шахматистов, добившихся успехов, было всего двое - Капабланка и Карпов. Фишер был величайшим бойцом и спортсменом, смявшим размякшее и раздобревшее великое поколение советских шахмат 50-60-х гг, но гением, уникальным талантом, он не являлся. Фишер своим упорством и жаждой борьбы был настолько неудобен для тогдашних советских чемпионов, что, например, находившийся тогда в расцвете формы, завоевавший три раза подряд титул чемпиона СССР Лев Полугаевский, играя с ним, кроме как о ничьей и не помышлял.

Жизнь Фишера - плодородная почва для психиатров со всего мира. Более подробное ее описание, в таком виде, каком оно известно мне из различных источников - американских, советских и европейских я, пожалуй, изложу отдельно.

Арест Фишера и переброска его в США, при всей своей неприятности, видимо, лучшее, что могло произойти и для Бобби, и для шахматного мира в целом. Я склонен считать, что велики шансы на то, что Фишер будет признан невменяемым параноиком и помещен на лечение в психиатрическую клинику с неограниченным доступом к шахматной литературе, на благо всем и вся. Мне могут возразить, что фишеровские заявления не шибко отличаются от мнений, вполне осознанно высказываемых определенной частью русскоязычного ЖЖ, но, в отличие от представителей этой части, Роберт Дж. Фишер - идол многомиллионной шахматной аудитории, и четкая диагностика состояния его здоровья и изоляция его нешахматных суждений от широкой публики - долг властей перед этой самой аудиторией.

Date: 2004-07-18 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] henic.livejournal.com
если верить прессе (с год назад была статья), по крови Фишер - стопроцентный еврей, то ли был усыновлен, то ли мама в чем-то этаком созналась. В общем, ему только справки нехватает.

Шахматные заслуги никого не должны волновать. С женщинами надо разбираться вовремя и пистолетами не разбрасываться(C). Плати налоги, и кому бы ты нафиг сдался.
Его, помнится, в прошлый визит не тронули из-за уважительности причины (на похороны сестры ехал), хотел бы я такой либеральности от здешней бюрократии...

Date: 2004-07-18 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
Сплетни о том, является ли венгерский коммунист-еврей Неменьи отцом Бобби, будут
указаны в отдельной заметке. :)

Date: 2004-07-18 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] zimopisec.livejournal.com
Да откажись Бобби от американского пачпорту- никаких бы к нему претензий.

Date: 2004-07-18 01:35 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
Ну, видать, филиппинский его не прельщал.

Date: 2004-07-18 01:45 am (UTC)
From: [identity profile] henic.livejournal.com
От американского откажись, а какой останется? Да и западло отказываться, штатовское гражданство дает изрядную защиту в любой точке планеты. Кстати, не факт, что отказ от гражданства помогает, когда тебя уже ищут власти страны на предмет серьезных правонарушений.

Антиамериканизм Фишера напоминает мне болтовню Мити Ольшанского. С одной стороны, надо атомную бомбу на NY, с другой, неплохо бы жить именно там.

Date: 2004-07-18 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] zimopisec.livejournal.com
Ну вот и я об том же.
Нет, поскольку речь не об общеуголовных преступлениях, а о нарушении специфически американского законодательства- помогло бы. Ни одна страна, не присоединившаяся к эмбарго, Бобби бы не выдала, а неуплата американских налогов и вовсе ни для кого другого не основание.
Но и птичку, и сесть- так не бывает.
( скажем, тот же Китай с удовольствием выдал бы Бобби паспорт, да и Белорусия вряд ли отказалась бы- попроси он. Но что говорить, штатовский удобнее)

Date: 2004-07-18 02:31 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
Я так и написал, проблема в разнице между аудиториями Фишера и Ольшанского.

Date: 2004-07-18 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] henic.livejournal.com
Мне казалось, что душевное нездоровье Фишера очевидно всем, а мудаковатость Мити, всего лишь большинству.
Впрочем, обе аудитории совершенно ничего не значат в структуре мироздания, так что пусть себе...

Date: 2004-07-18 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] pe3yc.livejournal.com
Неплохо изложено, - только вот в гениальность Карпова всё равно как-то не верится. Капабланка - да, пожалуй.

А Карпов так, чемпионишка, председатель фонда Мира.

Date: 2004-07-18 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
Имя Карпова дискредитировано режимом, его породившим, увы.

Он великий шахматист, выигравший больше всех в истории шахмат
международных турниров. А гениальность его, как и Капабланковская,
состоит в том, что в львиной доле позиций, будучи в здравом уме и трезвой памяти, правильный ход он видит автоматически, мгновенно.

Date: 2004-07-18 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] mz1313.livejournal.com
Ты хочешь сказать - изолировать Фишера, оставив его только с книжками, авось снова шахматами займется? Кстати, видел мнение Крамника о чемпионах мира? Я тут (http://www.livejournal.com/users/mz1313/96580.html) ccылку давал.
Капа - безусловно гений. Про Карпов Крамник так не говорит. Разве что поражается его умению разваливать позицию соперника, стоя на месте. В общем, не знаю, что ты в Карпове такого уж гениального увидел. Это Капа мог не особо утруждать себя многочасовыми занятиями, а Карпов работал над шахматами очень много. Уж скорее гением был Таль.

Фишер, похоже, работяга и гений одновременно, что практически несочетаемо. Отсюда такое превосходство над всеми современниками (правда, у Геллера был с Фишером небольшой положительный счет, но на то, видимо, свои причины в основном дебютного характера, как Крамник справедливо отмечает). Просто работяга вряд ли смог бы достичь столь большого превосходства - ведь не один по многу часов работал над шахматами.

Date: 2004-07-18 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
Да, я видел. В общем, я согласен, местами - нет. Вдаваться в
подробную дискуссию лень, лишь замечу что по поводу эпохи Ласкера и
его современников, даже по поводу матча 1894 года, я с ним не согласен.

Карпов: разве не гениально - побеждать соперников так, что им даже не
удается понять, где они ошиблись. См. также мой ответ Резусу.
Достижения ж его, как например 5 из 5 на командном ч-те Европы в
Скаре (1980) или 11 из 13 на турнире в Линаресе в 1993 году также о
многом говорят.

Таль - не шахматный гений, по-моему, он был исключительно артистичной
натурой, и, как говорил Холмс, артистичность, когда она в крови,
может принимать самые неожиданные формы. Но Таль не гений, ибо в своей
практике он нередко действовал в стиле "кривого ружья", гению не
нужного. Не было у него и явного превосходства над современниками ни
в один момент своей карьеры.

А Фишер - талант, но, опять-таки, не гений, но квинтэссенция того (и
до 1972 года, и после), что может статься с человеком, который
посвятит всю свою жизнь, без остатка, своему таланту.

Date: 2004-07-18 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] mz1313.livejournal.com
По поводу эпохи Ласкера, кстати говоря, Каспаров придерживается того же мнения, что и Крамник. Он фактически тоже самое пишет в "Мои великие предшественники".

Насчет побед Карпова в Скаре и Линаресе-93 - одномоментные взлеты бывают у многих. Однажды София Полгар выиграла какой-то турнир, показав TPR за 3000. Год с лишним назад Звягинцев выиграл турнир в Эссене с фантастическим результатом, обогнав Леко. Но если уж смотреть на результаты, не забывай фшеровские 6:0 против Ларсена и Тайманова - гениальнее некуда вроде как, все же не самые слабые в то время шахматисты. А вообще, мы, по-моему, по-разному понимаем гениальность, отсюда и несогласие по Талю и Карпову. С Карповым ты еще учитывай специфику завоевания титула - он был обязан играть во множестве турниров, чтобы доказать свое превосходство над соперниками. Как правило чемпионы так часто не играли, вот и не имеют в активе такого количества турнирных побед. Я не думаю, что Каспаров при желании не мог бы побить Карповский рекорд - вспомни время с 1985 по 2000, когда Каспаров выигрывал почти все супертурниры, не имея конкурентов.

Date: 2004-07-18 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] der-denker.livejournal.com
ну, кто гений, кто не гений, можно долго увлечённо и совершенно бессмысленно спорить :о) Это дело и собственных шахматных престрастий. Капа и Карпов - гении, Таль и Каспаров - тоже, но по-своему.

"Не было у него и явного превосходства над современниками ни
в один момент своей карьеры."

не надо забывать, что Таль был очень больным человеком. Это большая фора!

Date: 2004-07-18 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
Да не знаю я даже. С 1949 по 1974 год в шахматной верхушке СССР ни у кого не было такого превосходства - царило "братство Круглого Стола".
И гениев не было.

Date: 2004-07-18 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] valchess.livejournal.com
В ЖЖ обнаружились однообразные комментарии

Так уж и "однообразные"?

Кратко прокомментировал Ваш пост у себя (http://www.livejournal.com/users/valchess/30358.html)

Date: 2004-07-18 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
Да, мне почудилось гудящее хором "США, руки прочь от Бобби!"

Мне, в принципе, все равно, что с ним решат с юридической точки зрения,
хотя я люблю, когда законы соблюдаются, но я буду благодарен тому,
кто наденет на Фишера смирительную рубашку, вместо того, чтобы совать
ему под нос микрофон радио. Обратите внимание, о Фишере-шахматисте
1958-1972 гг. я пишу с полным уважением.

Date: 2004-07-18 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dmierkin.livejournal.com
про фишера было бы интересно

а ваше мнение о каспарове ?

Date: 2004-07-19 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] cjelli.livejournal.com
А что с Каспаровым? С точки зрения шахматного
таланта и бойцовских качеств он сродни Фишеру, ему,
как и Фишеру, на вершине немного скучно стало (до
конфуза с Крамником), только в отличие от Бобби,
будучи куда более образованным человеком, он нашел
себе занятия в виде фоменковщины и политики без
ментальной деградации.

Profile

cjelli: (Default)
Роман Михайлович

December 2025

S M T W T F S
 123456
78 910111213
14 15161718 1920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 06:52 am
Powered by Dreamwidth Studios